Развитие речи детей. Сказка о язычке

Развитие речи детей. Сказка о язычке

Доброго времени суток, дорогие читатели. Если вы еще не знаете, прошло уже 20 лет, как я была студенткой педагогического ВУЗа. Во время учебы мы проходили практику педагогическую, методическую, психологическую. Писали статьи и консультации в помощь для родителей. Со своей склонностью к собирательству я сохранила информацию, которой поделюсь с вами о способах развития речи детей в форме сказки.

Сказка о язычке

Родителям всегда хочется, чтобы речь их малыша звучала плавно и красиво. Для этого бывает полезно потренироваться.

Как известно, ораторами не рождаются. А чтобы ваш ребенок научился говорить красиво и правильно, не стоит упускать это важное дело на самотек. Чтобы речь лилась легко и плавно, произношение должно быть ясным и четким.

Наша гимнастика дает возможность стать непосредственным участником предлагаемых сказочных историй. Каждая история рассчитана на 15-20 минут, так что малыш не успеет устать. Однако при этом важно не спешить и каждое движение отрабатывать до тех пор, пока оно не получится как следует.

Итак, устраивайтесь поудобнее и непременно перед зеркалом. Мамин или папин рассказ начинается со слов: «только у моего сыночка/дочки такие веселые глазки, задорный носик, розовые губки, а за ними — ровные беленькие зубки. Если их разжать, откроется что-то темное и таинственное…Это — рот! А кто же там прячется, розовый и непоследлевый? Может быть это маленький гномик? Он спрятался в глубокой пещере и не хочет оттуда выходить. Как мы его назовем? Впрочем, не будем ломать голову. Ему уже давным давно придумали имя — Язычок. Хочешь послушать истории о гномике по имени Язычок? Представь себе, он живет именно в твоем ротике. Язычок и станет главным участником наших историй».

Домик для Язычка

Жил-был гномик Язычок, очень грустный и одинокий. У него не было своего домика. Бродил он по лесу, ночуя под кустом, то в норке у мышки. Но однажды гномику повезло. Он нашел себе подходящее жилье. Это была темная пещера — рот с овальным входом. Ее стены, очень мягкие и теплые, назывались щеки. Стены могли раздуваться, словно шарики, когда в пещеру залетал ветерок. Потолок пещеры был сводчатый. Язычок назвал его нёбо. Не правда ли, это очень похоже на слово «небо»? Только в отличие от неба, которое бывает голубым или серым, небо всегда было розовым и к тому же неровным. Впереди, возле входа, на нем проступали бугорки — альвеолы, а сзади купол нёба переходил в занавеску с маленьким отростком — увулей, свисающим вниз. Мягкая занавеска прикрывала вход в глубокий тоннель — горло. По нему постоянно проходил воздух, проветривающий пещеру. Язычок никогда не заходил в этот тоннель: там было слишком темно…

Чтобы избежать сквозняков, гномик установил в своем жилище две пары дверей. Створки внутренних были твердыми и белыми, они назывались зубы. А створки наружных — мягкими и красными, это губы.

Гномику очень нравился его новый дом. Даже постоянная сырость в пещерке его ничуть не смущала. Благодаря ей кожа Язычка никогда не пересыхала, и он всегда был в хорошем настроении. А главное, это была его пещера!

(Рассказывая эту историю, показывайте и называйте все органы артикуляции. Пусть ребенок рассмотрит и повторит их названия).

Смена настроения

Обзаведясь своим домом, Язычок научился улыбаться («Улыбка». Покажите улыбку. При этом губы растягиваются, обнажая сомкнутые передние зубы. Проследите, чтобы ребенок не жмурился и удержал улыбку не менее 10 секунд).

Вспоминая свою прежнюю бездомную жизнь, Язычок порой вновь становился грустным. Пусть и наше следующее упражнение называется «Грусть» (Надо постараться опустить уголки рта, а сжатые губы слегка приподнять. И глазки поневоле становятся печальными).

Но шло время, и грустные мысли улетучивались, уступая место веселым. Язычок снова улыбался («Улыбка»). Не думайте, что с появлением собственного дома у гномика сразу исчезли все проблемы. На самом деле их стало еще больше, и их нужно было быстро решать. В такие минуты Язычок становился очень серьезным и сосредоточенным (Вашему малышу тоже придется нахмурить брови, сомкнуть губки и слегка приподнять их вверх, то есть принять очень серьезный вид).

Иногда гномик на кого-нибудь обижался и чуть не плакал. (Попробуем изобразить обиду. Надуем губки, уголки рта опустим. Лицо само собой примет обиженное и капризное выражение).

Вот таким разным был Язычок в зависимости от настроения и обстоятельств.

Закончите сказку улыбкой. Упражнение улыбка очень полезна для развития речи детей.

Упрямые двери

Из-за постоянной сырости двери в домике у Язычка набухали и с трудом открывались. Попробуем изобразить это с помощью упражнения «Двери» (открывать и закрывать рот, опуская и поднимая нижнюю челюсть свободно, а затем с сопротивлением, подставив под подбородок ладонь).

Гномику приходилось даже раскачивать двери, чтобы выйти наружу (попытаемся раскачать дери — делаем 10 движений нижней челюстью из стороны в сторону, а потом столько же верхней).

Однако даже после этого двери не хотели открываться, и тогда приходилось приподнимать их то с одной стороны, то с другой стороны (зубы остаются плотно сжатыми).

  • Не менее 5 раз приподнимаем правый уголок рта, оставляя левый неподвижным, затем активно работаем левым уголком, оставляя неподвижным правый.
  • Поочередно приподнимаем то правый, то левый уголок рта, и так не менее 5 раз. А иногда двери и вовсе перекашивало: их внутренние створки мешали закрываться внешним («Двери перекосило»).
  • Не менее 10 раз нижними передними зубами покусываем верхнюю губу, затем то же самое проделываем верхними зубами с нижней губой.
  • На счет раз-два чередуем покусывание нижней и верхней губы. Это упражнение повторить не менее 5 раз.Тогда гномику приходилось брать рубанок и стесывать края дверей («Рубанок»).
  • Не менее 5 раз верхними передними зубами энергично поскребем по нижней губе, затем то же самое проделаем нижними передними зубами с верхней губой.
  • Чередуем оба варианта на счет раз-два не менее 5 раз. Наконец двери могли свободно открываться и закрываться. И гномик со спокойной душой отправился спать («Закрываем двери»: последовательно смыкаем зубы, потом губы).

Для подготовки этой статьи я пользовалась педагогической литературой из библиотеки. Никакой отсебятины. К сожалению, списка литературы для заинтересованных лиц я не смогу дать. Не думала я о том, что через 20 лет эта статья попадет в мой блог.

Благодарю вас! И как говорит Джо Витале «Я люблю вас!»

Развитие речи. Говорим красиво

Развитие речи детей. Сказка для язычка

Развитие речи детей. Артикуляционная гимнастика

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *