Развитие речи. Говорим красиво

Развитие речи. Говорим красиво

Дорогие родители, педагоги, добро пожаловать! Эта небольшая консультация была создана в период моей педагогической практики в 1999-2000 гг. Использовались книги и пособия известных педагогов, которых в настоящий момент (к сожалению) я не смогу вам подсказать. Этот материал вы можете использовать как для педагогов, так и родителей, в виде консультации или рекомендаций для стенда в младших группах детского сада.

Пальчиковые игры — отличный способ разговорить кроху

С какого возраста надо начинать работу над звуками? Чем раньше заняться этим, тем лучше. При этом не обязательно постоянно напоминать малышу, что с ним проводят какие-то специальные уроки! Пусть все будет походить на веселые забавы. Если вы помните, наша речь тесно связана с движением, и в частности — с работой пальцев рук. Ученые придают большое значение так называемым мышечным ощущениям руки и именно с ними связывают развитие двигательного центра речи. Так что, добиваясь от малыша четкого звукопроизношения, привлечем к работе пальчики! Их слаженная работа — залог правильной, четкой и выразительной речи.

Правой — левой?

Приучая ребенка имитировать с помощью пальчиков различные движения, попутно поупражняйтесь в определении — где у вас правая, а где левая рука. Неудивительно, что малыши их часто путают. Многие родители зачастую и не подозревают, что их ребенок — левша. Ложку его приучили брать в правую руку, а вот карандаш он нет — нет да и возьмет в левую… Может быть случайно?

Развитие речи. Говорим красиво

Гимнастика для пальчиков

Есть несколько приемов, позволяющих определить, какая рука у человека является ведущей. Вот самый простой. Растопырим пальцы на обеих руках, а затем быстро соединим ладони, сцепив кисти в замок. Теперь посмотрим, большой палец какой руки оказался сверху. Правой — значит, человек 100% правша. Если левой — значит, левша, может быть явный или скрытый, переученный. Опробуйте эту методику на ком-нибудь из близких, а затем в виде игры предложите сделать то же самое ребенку. Узнав истинное положение вещей, легче понять проблемы малыша. Подобные знания помогут вам избежать серьезных ошибок во взаимоотношениях с ребенком. У маленьких левшей выше вероятность речевых нарушений. Их не в коем случае нельзя насильно учить чему-либо или грубо «ломать» устоявшиеся привычки. Таких детей необходимо оберегать от всевозможных потрясений. Неблагоприятные факторы могут привести к заиканию, афонии и дисфонии (потере голоса), а также массе других неприятностей.

Игра на пользу

Удовлетворяя потребность ребенка в движении, мы способствуем его полноценному развитию. Мелкая моторика особенно тесно связана с процессом формирования речи. Существует масса народных игр, а также тех, что придуманы специалистами-логопедами. Все они помогают малышам не только научиться ловко владеть своими пальчиками, но и красиво говорить. Попробуйте выучить вместе с ребенком некоторые из предлагаемых игр. Для начала потренируйтесь сами, а затем приступайте к занятиям с малышом. Выполняя каждый день эти нехитрые движения, ребенок значительно быстрее справится с «трудными» звуками, научится управлять своим голосом. А еще он почувствует себя артистом или даже режиссером, ведь пальчики так замечательно разыгрывают маленькие спектакли под его руководством! Понаблюдайте, как преображается ваш ребенок во время пальчиковых игр, каким выразительным становится его голос, какой разнообразной мимика. Так, шаг за шагом, вы помогаете крохе постигать основы правильной и красивой речи.

Зовем по имени

Создать игровую обстановку не так уж сложно. Уютно устроившись с малышом на диване, можно тут же приступать к делу. Знает ли, к примеру ваш кроха, что у каждого пальчика может быть имя? Пусть для него это будет маленьким открытием! Итак, возьмите в свою ладонь крошечную детскую ручку, ласково погладьте и помассируйте каждый пальчик сначала на правой, а затем на левой кисти. Можете пощекотать, поцеловать ладошку малыша. А затем посчитайте вместе пальчики и назовите их по имени.

Наши пальчики раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальцы мы считать.

Пять на правой, пять на левой,

Знают это Таня с Севой.

Вместе будет их десяток,

Дружных, крепеньких ребяток.

Дел у каждого — сполна!

Мы дадим им имена.

Вот — большой, или Большак.

Помогать он всем мостак!

Живет отдельно от других.

Работать может за троих!

За ним стоит Указка.

Его конек — подсказка.

Он нам без промедления

Укажет путь к варенью.

Вот Средняк, иль средний,

Он третий, не последний.

Спокойный, очень сильный,

Как богатырь былинный.

Четвертый — Сиротинка,

Без имени детинка,

С наперстком оловянным

Зовется безымянным.

А пятый — Коротышка,

Проказливый мальчишка,

Шалун и привереда,

Мизинчик-непоседа!

Читая в слух стихотворение, не забывайте показывать и легонько потряхивать каждый пальчик. Детей это так забавляет! Не расстраивайтесь, если ваш малыш не сразу запомнит их имена, а тем более все стихотворение. Запаситесь терпением и повторяйте пройденное в течение нескольких недель.

Развитие речи детей. Сказка для язычка

Развитие речи детей. Сказка о язычке

Развитие речи детей. Артикуляционная гимнастика

2 комментарии на “Развитие речи. Говорим красиво

  1. Pingback: Биологические ритмы вашего ребенка | Блог - лайф хак

  2. Pingback: Развитие речи детей. Артикуляционная гимнастика | Блог - лайф хак

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *